Ничего сверхъестественного


«Да гранаты у него не той системы…»
х/ф Белое солнце пустыни


Когда LegionerRUS сообщил мне тему для дуэли, сначала возникло дикое желание расцеловать его в маковку. И вот почему я сам не додумался до такой одновременно лаконичной и ёмкой темы? Настолько ёмкой, что даже любителю многостраничных растеканий мыслью по клаве в одном блоге вроде бы и десятой части всего не охватить. Да и вдобавок к тематике, соперник мне тоже достался шикарный. В комментах Hammerhead предпочитает не светиться, но если дорвётся до статей, то выдаёт от души. В общем, дуэль обещала быть интересной. Этакий дуэт Джея и Молчаливого Боба, приправленный всякой паранормальщиной. Смотрели «Догму»?...

И лишь много позже до автора доходит вся ирония задачи. Дать тематику сверхъестественного самому приземлённому и сухому рационалисту на сайте? А как-же моя личная блогерская методичка, под завязку наполненная исключительно логикой и материалистическим мышлением?… Подстава-с, господа и дамы, подстава-с. Правильно всё же говорили древние римляне – «Куда легионера ни целуй, всюду задница». И деваться нам теперь некуда (точнее не нам, а Вам), придётся всё это читать.


Начало

Ничего сверхъестественного

Актуальна ли тема сверхъестественного в рестлинге и стоит ли её развивать? Начнём с определения самого объекта рассуждения, как того требует здравый смысл и научный метод познания. Что нам гласит, например, Википедия:
Сверхъестественное – мировоззренческая категория, которая определяет то, что находится «над» физическим миром измерений и действует вне влияния законов природы, выпадает из цепи причинных связей и зависимостей, нечто первичное по отношению к реальности и воздействующее на неё.
Эммм… Без паники, не запоминайте эти слова, они тут ненадолго. Быстренько пришпандыриваем это определение к тематике рестлинга и… Внезапно осознаём, что такие факторы, как «находится над физическим миром», «действует вне влияния законов природы» и «выпадает из цепи причинных связей» полностью соответствуют сторилайнам крупнейшего интертейнмента последних десятилетий. То есть практически все сюжеты WWE явно подходят под категорию сверхъестественного, согласно определению из Википедии. А значит сверхъестественное в рестлинге было, есть и будет есть наше время и деньги до скончания оных. Тема раскрыта, тушите свет, расходимся по одному…

ВСЕМ СТОЯТЬ!!!

Эээ нетушки. Так просто от меня ещё никто не уходил. В соседнем окопе Hammerhead уже наверняка как следует вдарил ямбом по хорею. Так что халявить не будем, покажем ему, что наш хорей ещё стоит и стоять будет.

Начало 2. Судный день



Итак, Википедию в топку (никогда её не любил). Прошерстив адекватные интернет-источники на тему определения «сверхъестественного», выделил два общих для всех варианта:
1) Что-либо превышающее обычный уровень;
2) Что-либо неподдающееся рациональному пониманию.

С первым, более мягким определением, вроде бы всё просто. Например, рестлинг Эй Джей Стайлза существенно превышает обычный уровень рестлинга в WWE. То есть, для какого-нибудь Джиндера Махала, уровень Эй Джей Стайлза явно сверхъестественен, как бы эту тему ни думали развивать сценаристы. То есть банальный вариант сюжета их противостояния рано или поздно придёт к тому, что в каком-либо матче Стайлз выдаст что-либо настолько крышесносительное для среднестатического дендроида, что даже такой опытный, сильный, авторитетный и любимый публикой исполнитель, как Махал наверняка будет эпически удержан. Логично ли смотрится? Однозначно да. Ничего сверхъестественного в сюжете со сверхъестественным рингскиллом Стайлза точно нет.
Ещё один распространённый пример подобного определения сверхъестественного из практики WWE – сверхъестественная сила отдельно взятых исполнителей на фоне остальных рестлеров. Тут что Марк Генри, что Брон Строуман, любому понятно, ежели результат матча в каком-либо моменте будет зависеть от простой силы – они зарешают. Логично? Ну это даже самому последнему школьнику объяснять не нужно. Ничего сверхъестественного.

Однако бывает и так, что вроде бы самая банальная сверхъестественность, которую можно с пол-пинка объяснить зрителям, становиться вещью крайне необъяснённой. Например – сверхъестественная неубиваемость чемпионов. Логически её вроде как можно объяснить тем, что исполнитель прошёл долгий путь, работал над собой, стремился найти выход даже в самых трудных ситуациях и в любом состоянии, поэтому в нашем мире практически нет силы, способной его удержать. Естественно? В принципе да, вот только в большинстве случаев ничего подобного долгому и логически продуманному развитию персонажа тот же WWE нам не показывает. Берётся рандомный исполнитель в труселях (в женском дивизионе сюда ещё добавляется топ) одаривается поясом, который аля артефакт из фэнтези добавляет +50 к неубиваемости персонажа. И ведь ещё вчера этого товарища удерживал каждый ленивый, а сегодня в него вливают с пяток РКО, а он потом ещё и дрыгается!...
Как Вы уже догадались, мы плавно переходим ко второму, более жёсткому определению сверхъестественного – вещи, неподдающейся рациональному пониманию. Как его рассматривать применительно к рестлингу? С этим определением тоже всё просто – логика Винса не поддаётся рациональному пониманию, тема раскрыта, расходимся… С этим определением всё гораздо сложнее. И судя по всему, именно оно имелось в виду, когда ставилась задача для блога. Ёлы-палы, вот неужели я сейчас всерьёз буду рассуждать на тему паранормальщины?...

Немного истории


Всякая чертовщина в искусстве (а рестлинг это искусство) появилась давно, если точнее – на несколько тысячелетий раньше появления собственно рестлинга. Тема эта в целом очень интересная, рассуждать на неё можно долго, однако не менее интересен вопрос не как, а почему фантастическая тематика появляется в искусстве, и какого хрена её пихают в собственно рестлинг? Согласно рассуждениям всемирно известного писателя Бредбери, фантастические элементы – свидетельство того, что у общества появляются основания и возможности думать шире. Звучит красиво и одухотворённо, хотя, чего ещё можно ожидать от писателя. На самом деле всё довольно-таки логично. «Основания и возможности думать шире» возникают не на пустом месте. Для этого должна сложится определённая ситуация в обществе. Какая? Давайте посмотреть. Историк из меня скажем прямо не очень профессиональный, однако кое-что я могу по теме припомнить.

Первый известный мне бум на всякие нерациональные элементы в искусстве начался сразу после наполеоновских войн, когда все европейские системы ценностей были дважды последовательно сметены сначала Бонапартом, потом союзниками. Что за нерациональные элементы? Те, что мы так сильно любили в детстве – сказки. Всё ранее передававшееся в устной форме тщательно документировалось, перерабатывалось и издавалось в печати. Почти у всех ныне известных нам европейских сказок ноги растут именно отсюда.
Второй бум случился в США сразу после Великой депрессии, оставившей многих не просто без денег, а ещё и без жилья, работы и еды. На этот раз выстрелили «графические новеллы», известные нам, как комиксы. Кстати сначала в комиксовом формате издавались те самые сказки, всякие супермены появились чуть позже. Но всё же командовали и до сих пор командуют парадом именно сюжеты со всяким там сверхъестественным.
Третий бум шарахнул после Второй Мировой уже по всему Земному шару, не ограничиваясь каким-либо отдельным регионом. К сверхъестественной комиксовой тематике стали подходить более приземлённо, иногда даже с научным подходом. Так родилась современная научная (и не очень) фантастика. Мистер Бредбери, здоровеньки булы!
Четвёртый бум всем в городке совсем неизвестен. Ну, совсем. В начале восьмидесятых в капиталистическом мире отгремел глобальный долговой кризис, заруинивший экономику хоть и не как в Великую Депрессию, но досталось людям по полной авоське. Наш тёплый ламповый соцлагерь про него был не особо в курсе (нам было пофиг, у нас гранаты не той системы), так что некоторые возможно слышат эту историю в первый раз. Последствия сего кризиса в искусстве проявили себя как крупнейший бум на спортивные развлечения в истории, со всякого рода детско-мультяшными сюжетами. Ну там всякая Халкомания, Рик Флэр, Андре Гигант… может, кто что слышал о таких?
Пятый, последний в моём списке, относится уже к нашим девяностым. Наш благодетель, одарив нас свободой и демократией, получив за это нобелевку и, во избежание превышения летальной нормы благодарности от своего народа, немедленно свинтил на ПМЖ на другую сторону Земного шарика. А оставшиеся граждане некогда единой страны словили просто эпический всплеск фэнтезийной и НЛОшной литературы. Ну хотелось всем тогда свалить от этого кошмара хоть куда-нибудь. Кто-то валил за кордон, кто-то в вымышленные миры, а кто-то в дурку, тюрьму или морг. Минутка грустишки окончена, врубаем мозг.

Чертовщина какая-то


Что на выходе? На выходе ищем общие признаки. Давайте ка я попробую сформулировать всё покороче. Все описанные выше ситуации роднит то, что общество только-только пережило страшный кризис и пытается понять, как жить в новом мире (правила игры то поменялись). То есть пути решения многих проблем рациональным путём пока не придуманы. А значит:
Сверхъестественное в искусстве появляется тогда, когда в обществе уже есть проблема, но пока нет возможности для её рационального решения. Приходится, как говорил Бредбери «смотреть шире». И это «шире» часто выходит за рамки. Ведь человек скотина упрямая и всегда прёт до конца. А если он не видит рационального решения проблемы, начинает искать решение в иррациональном (гороскопы там почитать, свечку поставить, через плечо поплевать, Саммерслэм посмотреть…). Все, кто уже успел поставить #этонепрорестлинг, наконец-то дождались. Для закрепления темы нам нужен какой-нито яркий пример чертовщины в самом рестлинге. Такой яркий пример, чтоб прям полная паранормальщина творилась…

Дорогие амигос (и амигосши), добро пожаловать в луча либре. Туда, где сюжет – не сюжет, поединок – не поединок, бойцы – не бойцы, а паранормальные сущности. Вы всё ещё уверены, что зрители американского рестлинга верят в сказки? Езжайте в Мексику. Не, не надо ездить в Мексику. Посмотрим лучше издалека, так безопаснее. Ведь сверхъестественное в искусстве возникает, когда в обществе есть проблема. А если мы имеем вид искусства, целиком состоящий из сверхъестественного… Короче, если ты живёшь в Мексике, у тебя уже проблемы. Или кто-то хочет поспорить?
Луча не просто использует тему сверхъестественного, оно полностью построено на сверхъестественном, начиная с самого философского фундамента. Если Вы не в теме, не пытайтесь сие сходу понять, просто примите что-то типа «итс мэджик». А ежели хотите хоть немного разобраться, Вам сюда. Причём фундамент этот настолько сросся с культурой, что в отрыве от Мексики луча, как философия, превращается в тыкву. Да, исполнитель в маске остаётся, но в том-то и дело, что остаётся лишь очередной мужик в труселях маске (ну в смысле и в маске, и в труселях, а не что-то одно). Без культурного фундамента, без понимания философии, в восприятии зрителя за ним нет ничего. Да, тот же Рэй Мистерио пробился. Но это факинговый Рэй Мистерио – один из лучших исполнителей в мире вообще. Ему вся эта паранормальщина в гиммике что есть, что нет. Да и гиммик ему по большому счёту нафиг не впёрся, он и так любой зал порвёт.
Актуальна ли тема сверхъестественного в луча либре? Настолько, что без неё луча либре не будет в принципе. Едем дальше.

Мистика


Есть в тематике сверхъестественного очень интересный поджанр – мистика называется. Это тот случай, когда изначально нет конкретной заявки аля «итс мэджик», но и сходу рационально объяснить какого чёрта происходит не получится. Интригует? Несомненно. В искусстве всегда очень хорошо срабатывает некая недосказанность, когда зрителю предлагается включить мозг и немного пофантазировать. Проблема тут кроется в развитии сюжета – его нужно развивать. То есть зрителя нужно подкармливать новыми сюжетными завихрениями, из которых он будет выгрызать подсказки, стремясь докопаться до сути. Засада тут кроется в том, что креативщики сами далеко не всегда понимают, куда же они ведут сюжет. Да и человеческий фактор может всё испортить (травма рестлера, например). Так что финал всего этого случается далеко не всегда. В целом, развязка у мистических сюжетов бывает трёх видов:
1) А, так вот это что оказывается было. Хитро и без фокусов;
2) То есть это всё-таки «итс мэджик»;
3) Кто-нибудь вообще понял, чё это было?

Первый вариант развития сюжета самый распространённый, хотя почему то и носит название «ложная мистика». Чаще всего наблюдается в кино, сериалах и литературе. Как же его обожают разного рода детективные авторы. В рестлинге встречается редко, ибо тут надо логику включать, сюжеты продумывать, интригу держать… А вдруг у нас ключевой исполнитель в самый ответственный момент вывихнет мизинец на задней левой пятке, и накроет весь выстраданный потом и кровью сюжет медным тазом? Ну его нафиг, такие приключения…
Второй вариант в искусстве встречается реже, но именно он напрямую относится к теме нашей статьи. Это когда даётся прямой ответ – да, это магия. Типичный современный представитель подобной мистики в WWE – Гробовщик. Да, из исполнителя уже лет пять как высыпался весь песок, но зритель всё ещё рассматривает легенду, как серьёзного соперника для любого суперстара. «Итс мэджик», фиг ли…
А вот вариант номер три как раз в рестлинге и нашёл себя. Пример. Были некие действия, вроде бы как связанные в сюжет. Но зрителю в итоге толком и не показали, что же это было. Съехавшая крыша персонажа? Или хитрый заговор? Или это дьявольская магия? Вот как-то так, живите с этим. Может сверхъестественное, а может и нет. Никто не понял, а букерам влом объяснять – и так схавают.
Актуальна ли тема мистики. Вообще-то да. Время показывает, что та же редкая в рестлинге «ложная мистика», при наличии грамотной сюжетной составляющей, всегда может нехило отжечь. У Стинга вон весь персонаж на этом выстроен. А если даже на сюжеты и забивать, как это регулярно происходит с Брэем Уайаттом, пипл всё равно схавает и добавки попросит в надежде, что в следующий раз уж точно выйдет хорошо (спойлер – не выйдет).

Что на выходе?


В заключении об актуальности сверхъестественного вообще. Людям нужна разрядка, некий побег от реальности. И чем больше в обществе размер проблем, тем больше иррационального хочет получить отдельно взятая личность. Одни стремятся просто в рестлинг (ведь он сам по себе иррационален), другие в рестлинг с элементами сверхъестественного (когда совсем туго). А так как общество лихорадило всегда, и, я уверен, будет продолжать лихорадить, никогда не помешает иметь под рукой некую сверхъестественную заготовку под сюжет. Что это будет? Гости из луча либре, порция «ложной мистики», старый добрый «итс мэджик» или просто неведомая сюжетная хрень? По большому счёту всё равно. Главное – дать зрителю пусть ненадолго, но прожить альтернативную жизнь. Отрешиться от серых будней.
Давайте, например, дадим средневесу Роллинсу чисто одолеть Брока Леснара. Не, я понимаю, что бред. Что на нормальном ринге Сет против Брока проживёт максимум секунд пятнадцать, при всём к нему уважении. Но… а чё бы нет? Это ж рестлинг, ничего сверхъестественного. И действительно…


Kupondd
⚡ Свіжі новини в Telegram-каналі, наш новий проект LEGкомысленный RUSev

Крутий контент на YouTube.



Коментарів 13

Офлайн
Тема слишком обширная. На мой взгляд, таким сильным "дуэлянтам" надо давать конкретные темы вроде "Подходит ли Брэю Уайатту его образ и как сделать его лучше?" или "Какие упражнения необходимо делать Сету Роллинсу, чтобы его пресс был виден лучше? "

Офлайн
Читать много, посмотрел картинки и закончил ознакомление с блогом

Офлайн
Приятное чтиво, мне понравилось, соглашусь, тема очееееееееееееее * вдох * еееееееееень обширная но "дуэлянты" попыталось и получилось неплохо.

P.S. И уже по традиции
Цитата: Hey Guyman Paul
Хм. Я бы этот опус в титульный бой включил.

Офлайн
Цитата: Дин Драйв
Читать много, посмотрел картинки и закончил ознакомление с блогом
Вот такие комменты подмывают меня следующий блог сделать в виде коммикса.

Офлайн
Цитата: Kupondd
Цитата: Дин Драйв
Читать много, посмотрел картинки и закончил ознакомление с блогом
Вот такие комменты подмывают меня следующий блог сделать в виде коммикса.

Ты хочешь сказать, что Городок находится на грани Великой Депрессии???

Офлайн
Цитата: Veterok
Цитата: Kupondd
Цитата: Дин Драйв
Читать много, посмотрел картинки и закончил ознакомление с блогом
Вот такие комменты подмывают меня следующий блог сделать в виде коммикса.

Ты хочешь сказать, что Городок находится на грани Великой Депрессии???

Городок сейчас как WCW, начала двухтысячных.

Офлайн
Цитата: Veterok
Ты хочешь сказать, что Городок находится на грани Великой Депрессии???
Ну это уже не первый читатель за последнее время, кто слёзно желает картинок, так что...

Офлайн
Очень скучный блог и абсолютно не расскрывающий тему. Очевидная победа Hammerhead.

Офлайн
Цитата: Sayanara
Очень скучный блог
Жаль, я пытался стараться
Цитата: Sayanara
абсолютно не расскрывающий тему
Мне, как автору, было бы очень интересно услышать:
1) Что конкретно я не раскрыл?
2) Что я должен был написать, чтобы это раскрыть?
Просто должна же быть чем-то подкреплена столь категоричная позиция по отношению к статье. Ведь если вдумчиво читать, становиться видно, что наши работы по сути во многом схожи (хотя никто ни у кого не сдувал), просто мы подошли с разных сторон и с разной стилистикой. Судить о качестве своей статьи, по понятным причинам, я не могу. Я способен лишь дать ей оценку на основании Ваших аргументированных отзывов. Надеюсь, что они появятся.

Офлайн
Хороший блог, со многим согласен.
Теперь мне понятно, почему рейтинги ВВЕ падают. Потому, что в США экономика на подъёме! Уже три компании стоили больше триллиона баксов. Вот когда в Штатах (а значит и во всём мире) грянет очередной финансовый кризис - ждите роста рейтингов ВВЕ, а переезд на Фокс сам по себе никак в этом смысле не поможет. Нет, он конечно обеспечит краткосрочный всплеск интереса, но это не то событие, которое способно переломить общий нисходящий тренд. Слишком мелкое событие, а нужно что-то глобальное.
Вот на сколько времени поднялись рейтинги РО после дебюта Ронды Раузи? Ну, примерно на пару месяцев. Так вот переезд на Фокс примерно на столько же времени будет способен поднять рейтинги Смэка.

Офлайн
Цитата: Kupondd
Цитата: Sayanara
Очень скучный блог
Жаль, я пытался стараться
Цитата: Sayanara
абсолютно не расскрывающий тему
Мне, как автору, было бы очень интересно услышать:
1) Что конкретно я не раскрыл?
2) Что я должен был написать, чтобы это раскрыть?
Просто должна же быть чем-то подкреплена столь категоричная позиция по отношению к статье. Ведь если вдумчиво читать, становиться видно, что наши работы по сути во многом схожи (хотя никто ни у кого не сдувал), просто мы подошли с разных сторон и с разной стилистикой. Судить о качестве своей статьи, по понятным причинам, я не могу. Я способен лишь дать ей оценку на основании Ваших аргументированных отзывов. Надеюсь, что они появятся.

До хештега "#этонепрорестлинг" всё действительно было не про рестлинг, а это больше половины текста. Потом небольшой абзац про то, что сверхъестственное актуально в луча либре, а потом опять общие рассуждения об искустве. Несколько упоминаний конкретных рестлеров смотрятся не как раскрытие темы на примерах, а наоборот как попытка прикрыть пространные рассуждения на отвлечёные темы. И я уже молчу о том, что большая часть текста отковенная вода.

Офлайн
Цитата: Sayanara
До хештега "#этонепрорестлинг" всё действительно было не про рестлинг
Ужас-то какой, неужели автор виноват, что написал правду )
Во-первых, было и про рестлинг, надо внимательно читать. Во-вторых, рестлинг - явление, неразрывно связанное с обществом. Он рождён обществом и чутко откликается на малейшие в обществе изменения. Поэтому многие темы невозможно раскрыть, рассматривая рестлинг как нечто отдельное в вакууме. И я в своих статьях всегда пытался показать эту связь. Все остальные твои/Ваши (как удобно) замечания как раз и вытекают из этого моего стремления.
Спасибо за аргументированный отзыв.

Офлайн
Цитата: Kupondd
Цитата: Sayanara
До хештега "#этонепрорестлинг" всё действительно было не про рестлинг
Ужас-то какой, неужели автор виноват, что написал правду )

Автор виноват, что налил воды с десяток литров.

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гості, не могут оставлять комментарии к данной публикации.