Лицом к лицу лица не увидать, или Подлинная история замаскированного рестлинга


«Когда я надеваю маску, все меняется. Я меняюсь. Маска дает мне силу. Это магия. Без маски я – обычный человек, у которого полно проблем и с которым никто не здоровается».

Здравствуйте, дорогие горожане! То, что вы только что сейчас прочли - это слова мексиканского реслера Эль Ихо дель Санто, сказанные им в одном из интервью. Вот так, с почти детской и наивной простотой он умудрился объяснить всю фундаментальную философию, на которой построено одно из самых любопытных направлений индустрии про-реслинга – луча либре. Надев другое лицо можно изменить мир… Да, тут есть, о чем задуматься.

Сегодня Ветерок снова с вами, и, как можно понять из названия и небольшой интерлюдии, речь в моем блоге пойдет о масках в реслинге и о реслерах в масках.

Если вы думаете, что вся эта история началась однажды в Мексике, то должна вас разочаровать – это не совсем так. Вернее, совсем не так. Как бы удивительно это ни прозвучало, но мода на борьбу с закрытыми лицами родилась вовсе не в Новом, а в Старом Свете. Ну а когда дело касается моды, то тон задает, естественно, Франция. В 1865 году на Всемирной Выставке некий профессор Тибальд (Теодор) Бауэр, профессиональный французский борец в греко-римском стиле, решил освежить образ классического силача, развлекающего публику на ярмарках, и придать ему немного чисто французского шарма. Он надел маску и вышел на очередной матч под псевдонимом «Парижский Реслер в Маске». Таинственный персонаж, лица которого никто не смог разглядеть, снискал у посетителей Выставки такой грандиозный успех, что масочника захотели увидеть в каждом уголке Франции. Бауэр присоединился к цирковой труппе, с которой исколесил всю страну, выступая в замаскированном образе, и 10 последующих лет неизменно покорял ликующие толпы.

Лицом к лицу лица не увидать, или Подлинная история замаскированного рестлинга


Влюбив в себя без памяти всю Францию, Бауэр в 1875 году решил расширить горизонты и перебрался в США. И надо сказать, что Госпожа Удача благоволила ему и там. Необыкновенно красиво сложенный человек ростом чуть больше 6 футов и весом в 200 фунтов, обладатель мощной мускулатуры и не менее мощных амбиций, буквально сокрушил звезду Калифорнии Луиса Герихтена, непобедимого борца (а по совместительству, опытного боксера, фехтовальщика, гимнаста и тренера Олимпийского Клуба Атлетов). В матче по правилам 2 из 3 фолов Герихтен пал, а следом за ним и вся Америка сдалась на милость красавцу французу. Ну а следующий победный матч Бауэра против австралийца Уильяма Миллера вообще произвел полный фурор. В последующие годы благодаря успехам Тибальда в США начался настоящий реслинг-бум, и каждый штат и даже крупный город выдвигал своих борцов, чтобы испытать в очередной раз мастерство таинственного француза, но тщетно.

После того, как Бауэр триумфально закончил карьеру, американцы задумались о том, что нужно бы пересадить такую замечательную идею как борьба в масках на чисто американскую почву. Так появился первый в истории США замаскированный реслер Морт Хендерсон, в прошлом полицейский, служивший на заштатной железнодорожной станции Алтуна в Пенсильвании. Дебют персонажа по прозвищу Чудо в Маске (Masked Marvel), в странной черной маске, полностью облегающей голову (были только прорези для глаз и рта), состоялся 27 января 1916 года в Нью-Йорке, между прочим, в культовом для мирового реслинга месте Madison Square Garden. За свою карьеру Хендерсон провел 99 поединков, в том числе, и очень важный титульник против знаменитого чемпиона в тяжелом весе Джо Стечера (которому, к сожалению, проиграл, после чего маску снял и переквалифицировался в профессионального джоббера, выступающего под своим реальным именем).



Свежая идея дала двойной профит – увеличила зрелищность и повысила популярность реслинга, к тому же, оказалась еще и коммерчески значимой. Ибо реслеры, надевая и снимая маски, могли теперь работать на различных территориях, отыгрывая сразу несколько ролей, по необходимости сохраняя или раскрывая свое инкогнито.

1900-е годы, Мексика эпохи диктатуры Порфириата. Безжалостный маховик промышленной революции, вторгшийся в пределы сельской Мексики, уничтожил ее традиционный уклад, каким-то чудом еще сохранявшийся после Конкисты и тотального обиспанивания коренного населения. Последние хилые воспоминания о легендарном ацтекском прошлом исчезали, и чтобы на время приобщиться к миру божеств, люди больше не рядились по праздникам, скрывая лица масками священных животных, героев, духов и даже самой смерти… Страна переживала удар за ударом, раздираемая ужасами революции, гражданской войны и французской интервенции. Простой люд покидал насиженные места и перебирался в города в поисках лучшей жизни. В это время в Мехико двое рисковых до потери сознания европейских авантюристов Фурнье и Резевелич пытались раскрутить новый для Латинской Америки бизнес – полуподпольные бои без правил, смело именуемые ими как «свободные». Бывшие крестьяне, вынужденные зарабатывать в городах кто чем может, охотно участвовали в таких опасных и полных насилия побоищах. Выживали (и зарабатывали) самые отчаянные, смелые, атлетичные, жестокие и на многое готовые борцы, ну а чтобы никто (включая семьи и представителей закона) не догадывался, как именно они зарабатывают себе на хлеб, жизненно необходимо было сохранять полное инкогнито. Раскрыть свою личность означало конец всему. Но тут в мир отчаявшихся людей вновь явились древние божества, и ацтекское наследие проросло сквозь исторические наслоения, как упрямый росток сквозь асфальт. Борцы, выходя на поединки, брали себе звучные имена и скрывали лица за красочными масками. Так люди смогли продолжить игру в духов и богов, в жизнь и смерть. Так они меняли мир, так в муках рождалось луча либре.



В 1929 году человек по имени Сальвадор Лютероф Гонсалес совершал путешествие по США и был сильно впечатлен американским реслингом. Впрочем, и к своему родному луча либре он питал поистине фанатичную страсть. Ведомый безумной мечтой поставить все это на коммерческие рельсы, Гонсалес поступил как дальновидный бизнесмен и, грамотно объединив два подхода к боевым развлечениям, в 1934 году основал в Мехико первый латиноамериканский промоушен Empresa Mexicana de Lucha Libre (EMLL). Кстати, он существует до сих пор и известен фанатам как CMLL. Отдавая дань традиции сокрытия личностей, реслеры стали «забывать» настоящие имена, выступать в масках-маскарах и именоваться лучадорами энмаскарадо (по имени одного из первых исполнителей EMLL, простоты ради назвавшегося Эль Энмаскарадо – Человеком в Маске). Первое же мероприятие с участием лучадоров-масочников собрало аудиторию в 5000 человек, и все зрители были в полнейшем восторге.



Первая профессионально, а не кустарно, изготовленная маскара – это дело рук Антонио Мартинеса, обувщика и страстного поклонника луча либре из города Леона. Сделал он ее на исходе 1933 года для реслера Циклона МакКея, которому нужна была такая личина, которую бы не смог стащить с головы ни один, даже самый ловкий противник. Методом проб и ошибок у Мартинеса получилась маска, сидящая вокруг головы в облипочку, словно вторая кожа. Такой фасон стал страшно популярен у лучадоров, которые буквально засыпали Мартинеса заказами, а также и у мексиканских зрителей, которые требовали, чтобы на шоу выступали исключительно лучадоры в тесных масках.



Очень долгое время мир жестокого и травматичного луча либре оставался исключительно мужским. Однако влияние североамериканской индустрии все же давало о себе знать (несмотря на упорное сопротивление традиционалистов), и на гастроли в Мексику часто заезжали симпатичные иностранные дамочки. Правда, бороться на рингах EMILL даже продвинутым американкам не разрешали вплоть до 1942 года, а вот в качестве валетов таких звезд как Мак Стейн или Тедди Майерс женщин желали видеть всегда. Запрет на женский реслинг в Мексике был снят после окончания Второй Мировой, но для этого продолжали приглашать исключительно иностранок. Ситуацию изменил безмерно талантливый профессиональный борец Марселло Андреани, до войны блиставший на рингах Мексики в гиммике крутого Джека О’Брайана. Он настоял на том, чтобы руководство промоушена разрешило ему провести рискованный эксперимент - тренировать группу мексиканских девушек. Так в середине 50-х годов из-под его крыла выпорхнули несколько прекрасных лучадор-первопроходиц, среди которых Ирма Гонсалес, Чабела Ромеро, Ла Энфермера, Розита Уильямс и неподражаемая, восхитительная, таинственная, первая в своем роде лучадора в маске – Магдалена Кабальеро. Та самая знаменитая Ла Дама Энмаскарада, которая в возрасте 25 лет стала звездой и первой обладательницей Национального Женского титула Мексики, который выиграла в честном бою на турнире в Монтеррее в далеком 1955 году. Эта по сути дела иконическая для мексиканской культуры женщина и ее подруги по группе Андреани совершили настоящий переворот в индустрии, доказав, что красавицы и луча либре более чем совместимы.



Итак, о праматери всея луча либре я вам поведала, а праотец его, без всякого сомнения, известен каждому мало-мальски уважающему себя поклоннику реслинга. Конечно же, это Эль Санто. Юный Родольфо Гузман Уэрт, с детства бредящий опасным мастерством и загадочностью мексиканских борцов, дал себе слово, что тоже станет легендой в своей стране. Дебютировал он в 1934, в возрасте 17 лет, постоянно менял маски, гиммики и сценические имена, и так бы и продолжал, если бы не прочел однажды роман Дюма о человеке в железной маске. Это было самое настоящее озарение, так что Уэрт надел серебряную маску и предстал перед публикой в образе благородного борца со злом, несправедливостью и беззаконием, настоящего святого. Так родился культ Эль Санто, национального героя Мексики. На него молились, ему подражали, его обожали, из него сделали легенду и фигуру поистине галактического масштаба (в США с уважением сказали бы – мегазвезду). Сорок лет он был живым воплощением луча либре, неукоснительно соблюдая традицию сохранения полной тайны личности и существуя в ореоле таинственности и мистицизма. Эль Санто никогда не снимал свою маску на публике, продолжая ее носить даже после официального завершения карьеры в 1983 году. Впрочем, через год он вдруг неожиданно для всех похоронил собственные принципы и снял маску в эфире телешоу «Контрапунто», а через неделю скончался. Многие были уверены, что все это не случайно, и подобным поступком великий лучадор намеренно призвал к себе смерть. Мексика рыдала, провожая своего Святого в последний путь. Похоронили Эль Санто, согласно традиции, в маске. А бессмертный дух Эль Энмаскарадо де Плата благословил не одно поколение реслеров в масках - многие из них, такие как, например, Кейн, Вэйдер, Los Villanos, Дестроер, Джушин Тандер Лайгер, Рэй Мистерио, Маска Тигра, Миль Маскарас, Синий Демон, скрыв свои лица от мира, уже сами творили историю.



Традиция выступать с закрытыми лицами и не афишировать жизнь за пределами ринга сохранилась в культуре луча либре по сей день, породив массу культовых ритуалов и правил, связанных с маскарами. Например, существует обычай так называемого разоблачения лучадора. Это происходит в случае, когда исполнитель решает закончить активную карьеру – выбирается соперник, которому будет проигран финальный поединок и, соответственно, маска. После этого персонаж энмаскарадо официально перестает существовать. Потеря маски может быть и ловким ходом для смены гиммика и рождения нового персонажа. Наверное, вы слышали о таком типе луча либре матчей как Luchas de Apuestas, изобретенном в 1940 году. Это когда на кон ставится маска против маски или маска против волос, и согласно условиям, проигравший должен будет саморазоблачиться – снять маску и пред лице публики поведать о себе реальную, а не кейфебную, правду. Только после такого откровения он имеет право «вернуть все как было» и снова замаскироваться. Бывает и такое, что реслера разоблачают случайно, неаккуратно действуя во время матча, или даже злонамеренно. И если в первом случае срыв маски – это, конечно, позорно, но не смертельно, то насильное лишение маски - это настоящее оскорбление, что может привести даже к весьма серьезному реальному конфликту между лучадорами.

Несмотря на то, что какое-то время назад бремя обязательного ношения маски было облегчено, все настоящие лучадоры, как в старые добрые времена, по-прежнему начинают свой путь на ринге только в статусе энмаскарадо. Конечно же, трудно не согласиться с утверждением (которое приписывают трагически ушедшему от нас лучадору Перро Агуайо), что лучшая маска, которая скрывает человека, это его собственное лицо, но все же, традиции есть традиции. Именно в них и заключена вся сила и та самая удивительная магия, меняющая мир.
⚡ Свіжі новини в Telegram-каналі, наш новий проект LEGкомысленный RUSev

Крутий контент на YouTube.



Коментарів 7

Офлайн
Этот блог должен был быть в чемпионской паре вместо блога Сантехника в стиле его никнейма.

Офлайн
Расходимся, народ, нас нае...
Зе чемп из хиа!

Офлайн
Ветерок в последний раз была на сайте 2 июля, и блог опубликовала. Нас захватывают машины!

Офлайн
Цитата: shpashka1986
Расходимся, народ, нас нае...
Зе чемп из хиа!

Так она не за титул, если что. Разве что на следующем ивенте опять внезапно появится и свергнет Жупа.

Офлайн
Это возвращение я ждал больше чем возвращение Панка на ринг) Отличный блог! Надеюсь когда-нибудь встретимся в титульном матче. smirk

Офлайн
Пришла, вышибла у всех дух и ушла... женщины...

Офлайн
Цитата: Kupondd
Пришла, вышибла у всех дух и ушла... женщины...

Хорошо, что никуда не пересела с иглы мужского одобрения!

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гості, не могут оставлять комментарии к данной публикации.