Актуальна ли тема сверхъестественного в рестлинге и стоит ли ее развивать

Сверхъестественное преследует нас. С самого зарождения человечества люди объясняли природные явления волей богов, стоящих над миром. Духи, фантастические существа и разные чудеса нашли своё место в культуре и искусстве любого народа. Вся эта тема двигала творческий прогресс: формировались и развивались жанры типа фантастики, фэнтези, триллера и ужасов. С мистическим играли и в классическом, реалистическом искусстве («Шинель» Гоголя тому пример). То есть отбросить эту тему значит отбросить огромный культурный пласт, лишить себя части ярких и интересных сюжетов.

Более того, в какой-то мере, рестлинг как жанр не был бы состоятельным без доли фантастического. Удар головой о стальные ступени, с большой долей вероятности, отправит обладателя головы на больничную койку. Но по законам-условностям американского рестлинга удар об ступени - это, да, серьезный эпизод в матче, но после него вполне можно продержаться на ринге больше двадцати минут, а потом ещё и выиграть поединок. Ну, и сами броски, удары и болевые - то есть, ход боя, - поставлены в угоду красоте. Реальные единоборства, разумеется, так не выглядят.

Так что пироги такие: тема сверхъестественного в рестлинге актуальна и ее стоит развивать.

Но делать это я бы рекомендовал в контексте общих изменений в подходе к сюжетам.

Что делать?

Во-первых, каждый крупный промоушен - это отдельный художественный мир. Или отдельная экосистема. И для того, чтобы истории со всякими разными потусторонними силами выглядели хотя бы чуть лучше, чем нелепо, промоушен должен признать: “Да, в нашем мире есть магия”.

В Lucha Underground это практически сразу заявили, и зритель не ловил когнитивный диссонанс каждый раз, когда на ринге происходило что-то странное.

В «Ночном дозоре» об этом рассказали, и читатель или зритель не задавался вопросами типа “а какого вампиры по Москве бегают?” или “а почему этим ребятам больше тысячи лет, а они ещё не умерли?”. Нет, читатель принял правила игры и спокойно следил за событиями произведения.

Как обозначить, что сверхъестественное имеет место быть? Да просто дать местам, персонажам, предметам и явлениям в своём мире магические свойства.

Получается, что WWE признали существование фантастического в своей “вселенной”. Ведь есть же, например, мистический персонаж Брэй Уайатт. Так?..

...Аааа, даа, это, извините, пожалуйста, я так понял, что тема обязывает меня дать какой-то комментарий по поводу нового гиммика Брея Уайатта. Ну, я, в последнее время, за всем этим не особо слежу, а к Уайатту интерес потерял ещё в 2017-м, так что не могу ничего сказать. Но Брей, безусловно, имеет огромный талант в этой сфере, так что, надеюсь, что у него все получится.

Возвращаемся. Так в WWE признали существование магии? Тут спорно. В отличие от примеров с LU и “Дозорами”, где сверхъестественное влияет на все повествование, в конторе Винса ситуация иная. Волшебство если и проявляется, то только в отношении рестлеров, непосредственно с ним в данный момент связанных. То есть это сам владелец магических свойств (типа Уайатта) и человек, с которым он фьюдит. Мне такой подход кажется довольно слабым, поэтому я и говорю об общем переосмыслении подачи сюжетов. К этому ещё вернёмся.

Пока Брей Уайатт. Обратите внимание, как сценаристы мечутся с образом этого персонажа от мистики к ментальным расстройствам. По сути, Уайатт ведёт себя как обычных психопат. Говорит какую-то дичь, носит странные костюмы и маски. Лампой своей светит. Такое может быть и в реальном мире. Даже кукольный театр из последних событий можно как-то объяснить. С другой стороны, вспомните, как Брей на WrestleMania 33 смог каким-то образом вызвать на ринг голограмму жуков (или это были настоящие жуки?). Да, выглядело очень коряво, но больше в WWE так делать никто не умеет.

Актуальна ли тема сверхъестественного в рестлинге и стоит ли ее развивать

Чудеса, не иначе!


А, ну, Финн Балор может превращаться в демона. Но, опять же, четко нам не объясняют, реальный ли это демон или персонаж Финна - такой подросток-косплеер, которому грим помогает самоутвердиться и выигрывать матчи.

Ладно, зачем вообще что-то говорить, если главный мистический персонаж в истории WWE Гробовщик в начале нулевых превратился в байкера-патриота. Без всяких объяснений. Просто байки (мотоциклы, в смысле) и американский флаг стали вновь модными, да еще и Limp Bizkit продали более миллиона копий своего альбома за одну неделю! Таааак, придержите мою мантию-невидимку, какие тут, к черту, мертвецы?

Стройность повествования из-за таких переодеваний стремится к выдающимся результатам лучших йокодзун. Зато есть следование трендам, и это, возможно, и позволяет WWE выживать на протяжении такого длительного времени. А вот будущее той же Lucha Underground очень и очень туманно уже после четырех сезонов.

Все равно, я считаю, что крупнейшему мировому промоушену необходимо меняться, чтобы не перестать быть крупнейшим мировым промоушеном. Да и главному претенденту на это звание недурно было бы кое-что намотать себе на ус.

Итак, мысль такая: сюжеты, дабы им быть глубокими, значимыми и интересными, должны быть взаимосвязаны. Это сделает из WWE реальную вселенную, а не “вселенную” в кавычках, представляющую из себя набор скетчей разной степени свежести.

Дебильный пример. Представьте, что в книжках про Гарри Поттера на первых ролях все та же троица: сам мальчик со шрамом, Гермиона Грейнджер и Рональд Уизли. Но единственное, что беспокоит Поттера во время обучения в Хогвартсе, - это победа на чемпионате по квиддичу. С Волан де Мортом в одиночку пытается бороться только Гермиона. А Рон приходит в школку подремать на парах и подраться с местным хулиганом Малфоем, не имея, при этом, ни малейшего понятия, что школа его какая-то там волшебная. Даже если каждая из этих линий будет хорошо реализована, общая картина окажется совершенно лишенной, ну… магии.

А в WWE все как-то так. Рестлинг не может обойтись без художественности. Так зачем делать топорно? Почему не попытаться писать интересно? Если в мире появляется личность со странными способностями, пусть на это реагирует чуть большее количество людей, чем один. А то подходишь к какому-нибудь рестлеру и пытаешься понять, что происходит: “Эй, тут вообще-то магия какая-то творится! Это, вообще, как? В порядке вещей?.. Ой, ты гоняешься за Интерконтинентальным титулом? Слушай, извини, ради бога! Не хотел отвлекать, правда…”

Сложность комплексного подхода (помимо того, что прописывать пересечения линий, в принципе, довольно трудоемко) в том, что крупные рестлинг-шоу обязаны идти без остановок. Серии книг и фильмов должны, рано или поздно, завершаться. У сериалов (в том числе и у Lucha Underground) и спортивных лиг есть сезоны с паузами между ними. У телевизионных шоу-еженедельников тоже есть сезоны, но они идут непрерывно друг за другом. Перерывов в календаре нет. В этом плане продукту типа Raw или Impact ближе всего всякие бесконечные вечерние ток-шоу. Но на них, наверное, лучше не равняться.


Лучше не равняться. Только сколько там уже всяких разговорных шоу? Пять? Шесть?


В такой ситуации хорошим решением, на мой взгляд, может стать деление года на 3-4 мини-сезона, каждый из которых будет рассказывать одну глобальную историю. Это могут быть совершенно разные сюжеты-шаблоны: путь неудачника к вершине, предательство, ревность, излюбленная деспотия власти или тирания мистического персонажа. Главное, чтобы этот сюжет касался большей части ростера.

Один мини-сезон закончен - можно сразу проводить завязку для следующего. Причем раскрывать все карты необязательно с самого начала. Центральные персонажи сезона могут месяцок промариноваться на подступах к мэйн-ивентам, набирая силу. После особо эпохальных сюжетов вполне нормальным решением будет в качестве передышки проведение огромного праздничного турнира рестлера так на 64 со своими локальными историями в ходе соревнования.

Да, не WWE едиными, давайте пробежимся по фантастическому в других организациях. В Мексике без мистики никуда. Маски, загадки и духи - неотъемлемая часть культуры всей страны. Квинтэссенцией темы стала уже не раз упоминаемая Lucha Underground. Проект находится в подвешенном состоянии, но, в любом случае, опыт из всей этой истории можно извлечь колоссальный. За Японию говорить не берусь. Матчи в федерациях из страны восходящего солнца смотрятся наиболее приближенными к реальным боям. С другой стороны, совмещать реализм с юмором, который порой проходит на грани совершенного кринжа, здесь в порядке вещей. Так что тут все совсем сложно. И, наконец, AEW. Эти ребята прямо заявляют, что нацелены на реализм. Вряд ли магия приживется в All Elite.

Хотя стоп. У них там есть некий The Dark Order. Команда странных личностей, окруженных какой-то прислугой в масках. И пока это все. Больше про ребят сказать нечего. Надеюсь, AEW раскроет этих персонажей. Будем ждать.

А как таких персонажей раскрывать? Эффектный внешний вид, манера речи, проявления сил, характерный исключительно для этого рестлера, - все это важно. Но первостепенными мне кажутся две вещи: мотивация и предыстория.

Мотивация у мистических персонажей должна быть извращенной. Это может быть как что-то низменное (простое желание причинять людям боль или необузданная тяга к драгоценным металлам на уровне мании), так и возвышенное (планы по захвату мира или обретению вечной жизни через рестлинг), но это не должно быть стандартное, понятное желание. Если окажется, что цель The Dark Order - командные титулы и ничего больше, то это провал для сверхъестественного образа.

Предыстория должна объяснять мотивацию. Это может быть какой-нибудь комплекс, “сломавший” персонажа, болезненный эпизод из прошлого. Кстати, заметьте, что мистический образ гораздо больше подходит для персонажей хилов. Хотя бы потому, что фейсу, по сути, должно быть зазорно прибегать к магии для достижения цели. Если такой персонаж все же появляется, проверенной временем сюжетной аркой для него будет показать, что побеждает он не благодаря сверхъестественным силам, а тому, что может быть характерно для совершенно обычного человека: воле к победе, моральным принципам, любви.

Мистический персонаж может вызвать некоторые проблемы. Хорошо, провел ты с ним глобальную программу, а потом куда его девать? Самый простой выход - наделять магическими свойствами не человека, а какой-нибудь предмет. Кольцо, амулет, древний манускрипт, лампа, маска, ритуальный кинжал или любой другой артефакт, наделяющий его владельца особыми способностями. Если носитель плохой, в развязке сезона отберите у него волшебный предмет и уничтожьте (предмет, не рестлера). Вы ведь видите, сколько зла эта вещица может сотворить в неправильных руках. Или спрячьте за семью замками, чтобы через пару-тройку лет, когда в волшебном сюжете вновь появится надобность, кто-нибудь эти семь замков разбил. Добрый владелец сам поспешит избавиться от своих “читов”, осознав, что не в них сила. Что? Анонсирован новый альбом Limp Bizkit? Ой-ей, качественно доведите до конца сюжетную линию, отберите урну и к моменту релиза пластинки вручите байк.

Нет предмета - нет проблемы. При этом сам персонаж-носитель не должен полностью измениться. У него могут остаться те же мания величия и желание захватить мир, только добиваться своих целей он будет вынужден без волшебных приблуд. А вызванное ими привыкание и последующая ломка дают сценаристам картбланш на временные сливы этого героя. В то время как на первый план выйдут другие достойные рестлеры.

Ну и наконец, еще одна очень большая загвоздка для комплексных сюжетов вообще. К сожалению, рестлинг - это не чистое искусство. Это еще и спорт.

В литературе и на бумаге в сценарии судьба истории зависит от одного человека - от автора. В кино уже есть привязка к актерам, так что список расширяется до десятка-сотни. В рестлинге к этому числу прибавляется огромный, повседневный риск травмы. Каждый винтик повествования находится под угрозой.

Пока избавиться от этой проблемы не представляется возможным. Но есть способы, позволяющие хотя бы минимизировать ущерб. Нужно обязательно иметь “план В”. И желательно - “план С”.

Если история мистическая, можно попробовать поиграться с пророчествами в качестве тизеров. Давайте расплывчатое описание происходящего. Что-то идет не по плану, ключевой персонаж травмировался - план Б должен сыграть так, чтобы не сломать ход повествования и логику.

“И придет шестнадцатикратный мировой чемпион, и настанет время темное, жестокое…” И если Джон Сина посреди посвященной ему программы решает поехать сниматься в фильме, можно на следующем же шоу выпустить ухмыляющегося Рика Флэра. А вы никого не обманули. Ручки чистые!


Что, не ждали? Думали, это Джон Сина избранный?..


Мне кажется, сюжеты, захватывающие весь ростер, - это тот путь, по которому должен двигаться рестлинг. Чтобы быть захватывающим, чтобы не отставать от искусства. Чтобы мистика выглядела красиво, а не глупо.

Был бы я букером, попытался бы провернуть такой фокус хоть здесь, на WrestlingCity. Но дело в том, что блогерские зарубы - это не шоу. Это реальное соревнование. Здесь победителей выбирают не организаторы, не авторы историй. Это делаете вы, читатели. Так что я рекомендую вам хорошенько все взвесить и принять правильное решение. А то слышал я, что если кусок бумаги разобьет голову молоту… что будет…
ой, что будет…


Комментариев 4

Офлайн
Про предметы согласен, как, в общем, и с тем, что в мистику должны быть вовлечены несколько персонажей, ибо скучна! Крч, понравилось)

Офлайн
"Стройность повествования из-за таких переодеваний стремится к выдающимся результатам лучших йокодзун"

Господи, как же это прекрасно!... автор, аплодирую.

Офлайн
А вот это очень сильный блог, про ток-шоу прям с языка снял

Онлайн Офлайн
Если окажется, что цель The Dark Order - командные титулы и ничего больше, то это провал для сверхъестественного образа.
Согласен. А ведь многие думают, что Ваятт вот уже сейчас должен завязывать титульный фьюд с Роллинсом, пока новый персонаж Ваятта ещё на хайпе. А на мой взгляд, этот персонаж вообще не для титулов.
фейсу, по сути, должно быть зазорно прибегать к магии для достижения цели. Если такой персонаж все же появляется, проверенной временем сюжетной аркой для него будет показать, что побеждает он не благодаря сверхъестественным силам, а тому, что может быть характерно для совершенно обычного человека: воле к победе
Теперь понятно, почему Балор провалился в основе. Он демон-фейс, который гарантированно побеждает только в раскраске, а без раскраски его даже Ваятт сквошит. Хиллтёрн может помочь, но гарантий никаких.

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.