Самое сильное чувство — разочарование. Не обида, не ревность и даже не ненависть… после них остается хоть что-то в душе, после разочарования — пустота.
Эрих Мария Ремарк
Когда меня спрашивают, с чем можно сравнить реслинг, я почему-то отвечаю «с театром». Чтобы отпали вопросы о том, зачем люди покупают за немалые деньги билеты и идут смотреть шоу, «где все не по-настоящему». Если продолжать смотреть поверхностно, то еще можно добавить, что есть элементы сериала (бесконечного, а-ля Санта-Барбара или Ван-Пис), цирка (откуда постановочные бои и пошли), спорта и т.д.
Но сейчас хочу подойти к реслингу, и даже уточню, к WWE, с точки зрения их собственного позиционирования.
А они позиционируют себя как
Вселенная (Universe). В русскоязычном мире редко используется это понятие – «вселенная» - относительно отдельных общественных течений, движений, социальных групп или проектов. Я что-то не слышал о вселенной РФС, ЧГК или о чем-то подобном.
Но на американском рынке эта ситуация достаточно частая – можно вспомнить вселенную Марвелл, вселенную NFL, вселенную ЗВ и многие-многие другие.
И вселенная ВВЕ, в том виде, в котором его преподносят нам – это понятие немного шире, чем просто развлекательный продукт. Это некое общество, в котором свои граждане (поклонники реслинга), свои кумиры, своя история, свои правила и традиции.
И нам демонстрируют раз за разом именно «вселенскую» составляющую. Как бы мы не смеялись над «универсальным чемпионством», но вселенский титул – это очередной кирпичик в создание образа полноценного реслинг-общества.
И вот тут я плавно хочу подойти к теме работы со зрителями – а именно к формированию необходимого мнения, резонанса, и как итог, правильной (с точки зрения компании) реакции на продукт.
Вообще, методики работы с общественным сознанием не новы. В современном обществе даже социология делится на 2 составляющие – рейтинговую (реальную) и формирующую (цель которой не собрать информацию, а донести). А если в качестве инструментов есть СМИ, лидеры общественного мнения и современные технологии, то скорость интегрирования новых идей в общественное сознание просто запредельная.
Одним из тех, кто изучал данные технологии, был Джозеф Овертон, слишком глубоко копнувший и за это отправившийся лет 15 назад на тот свет (кто-то подмешал воду к керосину в его легкомоторном самолете). Его именем и названа теория переворота общественного сознания.
Фактически,
Окна Овертона – это реально действующая технология, как за 5 простых шагов (если есть все необходимые инструменты) навязать обществу все, что угодно. Даже самое немыслимое.
От немыслимого до нормы.
В Интернете, в свое время, гуляла статья о том, как с помощью данной технологии навязать каннибализм.
Я ее вставлю под спойлер, так как, во-первых, довольно большая, во-вторых, естественно, автор не я. При желании – ознакомьтесь. Это интересно.
Окна Овертона
«Всё прогрессивное человечество», как нам говорят, «абсолютно естественным образом приняло» гомосексуалистов, их субкультуру, «право заключать браки», усыновлять детей и пропагандировать свою сексуальную ориентацию в школах и детских садах. Ложь про «естественный ход вещей» опроверг американский социолог Джозеф Овертон, описавший технологию изменение отношения общества к принципиальным вопросам морали и нравственности. Прочитав это описание, станет понятно, как легализуют гомосексуализм, однополые браки, педофилию, инцест, детскую эвтаназию и прочие ранее совершенно невозможные явления с точки зрения традиционной морали.
Овертон показал, что для каждой из самых невозможных идей, в обществе существует т.н. «окно возможностей». В его пределах, идею могут (или не могут) широко обсуждать, открыто поддерживать, пропагандировать, пытаться закрепить законодательно. Окно двигают, меняя тем самым веер возможностей, от стадии «немыслимое», т.е. совершенно чуждое общественной морали, полностью отвергаемое до стадии «актуальная политика» (как уже широко обсуждённое, принятое массовым сознанием и закреплённое в законах)..
Разберём на конкретном примере, как шаг за шагом общество начинает сперва обсуждать нечто неприемлемое, затем считать это уместным, и в конце концов смиряется с новым законом, закрепляющим и защищающим некогда немыслимое. Возьмём что-то совершенно невообразимое. Допустим, каннибализм, то есть идею легализовать право граждан на поедание друг друга.
Казалось бы, на сегодня нет возможности развернуть «прямую пропаганду каннибализма» — общество встанет на дыбы. Такая ситуация означает, что проблема легализации каннибализма находится в «нулевой стадии окна возможностей» (в модели Овертона — стадия «Немыслимое»).
Смоделируем, как это немыслимое будет реализовано, пройдя все стадии окна возможностей.
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОГРАММИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ
Обратите внимание, Овертон описал не концепцию и не свои мысли, а работающую технологию по манипулированию общественным сознанием. То есть такую последовательность действий, исполнение которой неизменно приводит к желаемому результату. В качестве оружия для уничтожения человеческих сообществ такая технология может быть эффективнее термоядерного заряда.
.
ЭТАП №1: «ОТ НЕМЫСЛИМОГО ДО РАДИКАЛЬНОГО» — ГРАДАЦИЯ СЕРОГО
Тема каннибализма пока ещё отвратительна и совершенно не приемлема в обществе. Рассуждать на эту тему нежелательно ни в прессе, ни, тем более, в приличной компании. Пока это немыслимое, абсурдное, запретное явление. Соответственно, первое движение Окна Овертона — перевести тему каннибализма из области немыслимого в область радикального.
.
«У нас ведь есть свобода слова. Ну, так почему бы не поговорить о каннибализме?»
.
Учёным вообще положено говорить обо всём подряд — для учёных нет запретных тем, им положено всё изучать. А раз такое дело, соберём этнологический симпозиум по теме «Экзотические обряды племён Полинезии». Обсудим на нём историю предмета, введём её в научный оборот и получим факт авторитетного высказывания о каннибализме. Видите, о людоедстве, оказывается, можно предметно поговорить и как бы остаться в пределах научной респектабельности.
.
Окно Овертона уже двинулось, обозначив пересмотр позиций. Тем самым обеспечив переход от непримиримо отрицательного отношения общества к отношению более позитивному. Одновременно с околонаучной дискуссией непременно должно появиться какое-нибудь «Общество радикальных каннибалов». Хотя оно будет представлено лишь в интернете — радикальных каннибалов непременно заметят и процитируют во всех нужных СМИ.
.
Во-первых, это ещё один факт высказывания. А «за слово не сажают». Во-вторых, эпатирующие отморозки такого специального генезиса нужны для создания образа радикального пугала. Это будут «плохие каннибалы» в противовес другому пугалу — «фашистам, призывающим сжигать на кострах не таких, как они». Но об этом чуть ниже. Для начала достаточно публиковать рассказы о том, что думают про поедание человечины британские учёные и какие-нибудь радикальные отморозки иной природы.
.
Результат первого движения Окна Овертона: неприемлемая тема введена в оборот, табу десакрализовано, произошло разрушение однозначности проблемы — созданы «градации серого».
.
ЭТАП №2: ОТ РАДИКАЛЬНОГО ДО ПРИЕМЛЕМОГО
Следующим шагом является перевод темы каннибализма из радикальной области в «область возможного». На этой стадии продолжают цитировать «учёных». Ведь нельзя же отворачиваться от знания про каннибализм? При этом любой, кто откажется это обсуждать, должен быть заклеймён как ханжа и лицемер. Осуждая ханжество, обязательно нужно придумать каннибализму элегантное название. Чтобы не смели всякие фашисты навешивать на инакомыслящих ярлыки со словом на букву «Ка».
.
Внимание! Создание эвфемизма — это очень важный момент. Для легализации немыслимой идеи необходимо подменить её подлинное название.
.
Происходит подмена слов с закрепленным в сознании негативом, на новые, пока ещё «нейтральные» для сознания термины. Так, к примеру, «каннибализм» исчезает из оборота, а его место заменяет слово «антропофагия». Но затем и этот термин заменят ещё раз, признав и его «оскорбительным определением». Цель выдумывания новых названий — увести суть проблемы от её обозначения, оторвать форму слова от его содержания, лишить своих идеологических противников языка. Каннибализм превращается в антропофагию, а затем в антропофилию, подобно тому, как преступник меняет фамилии и паспорта.
.
В качестве уже реализованного примера: подмена термина «педераст» (греч. ??????????? от ??????, «мальчик» +???????, «любящий») — сначала в более широком смысле заменяется на «гомосексуалист»; затем и это определение признается «не совсем политкорректным» и вместо него широко используется уже слово «гей».
То же медицинское определение порока взрослых по отношению к мальчикам сначала подменяется на «педофила» (дословно «любящего детей»), а затем и вовсе на «влекомых к маленьким личностям» (ВМЛ). И негатив, заложенный семантикой, «размывается» и «уходит» из общественного сознания. Параллельно с подменой слов и терминов, происходит создание опорного прецедента — исторического, мифологического, актуального или просто выдуманного, но главное — легитимированного. Его найдут или придумают как «доказательство» того, что антропофилия может быть в принципе узаконена.
.
«Помните легенду о самоотверженной матери, напоившей своей кровью умирающих от жажды детей?»
«А истории античных богов, поедавших вообще всех подряд — у римлян это было в порядке вещей!»
«Ну, а у более близких нам христиан, тем более, с антропофилией всё в полном порядке! Они до сих пор ритуально пьют кровь и едят плоть своего бога. Вы же не обвиняете в чём-то христианскую церковь? Да кто вы такие, чёрт вас побери?»
.
Главная задача вакханалии этого этапа — хотя бы частично вывести поедание людей из-под уголовного преследования. Хоть раз, хоть в какой-то исторический момент.
.
ЭТАП №3: ОТ ПРИЕМЛЕМОГО ДО РАЦИОНАЛЬНОГО
После того как предоставлен легитимирующий прецедент, появляется возможность двигать Окно Овертона с территории возможного в область рационального. Это третий этап. На нём завершается дробление единой проблемы.
.
«Желание есть людей генетически заложено, это в природе человека»
«Иногда съесть человека необходимо, существуют непреодолимые обстоятельства»
«Есть люди, желающие чтобы их съели»
«Антропофилов спровоцировали!»
«Запретный плод всегда сладок»
«Свободный человек имеет право решать что ему есть»
«Не скрывайте информацию и пусть каждый поймёт, кто он — антропофил или антропофоб»
«А есть ли в антропофилии вред? Неизбежность его не доказана».
.
В общественном сознании искусственно создаётся «поле боя» за проблему. На крайних флангах размещают пугала — специальным образом появившихся радикальных сторонников и радикальных противников людоедства. Реальных противников — то есть нормальных людей, не желающих оставаться безразличными к проблеме растабиурования людоедства — стараются поставить в один ряд с пугалами и записать в радикальные ненавистники.
Роль пугал — активно создавать образ сумасшедших психопатов — агрессивные, фашиствующие ненавистники антропофилии, призывающие жечь заживо людоедов, жидов, коммунистов и негров. Присутствие в СМИ обеспечивают всем перечисленным, кроме реальных противников легализации. При таком раскладе сами людоеды-«антропофилы» остаются как бы посередине между пугалами, на «территории разума», откуда со всем пафосом «здравомыслия и человечности» осуждают «фашистов всех мастей».
.
Прикормленная экспертократия — «учёные» и журналисты— на этом этапе доказывают, что человечество на протяжении всей своей истории время от времени поедало друг друга, и это нормально. Теперь тему антропофилии можно переводить из области рационального, в категорию популярного. Окно Овертона движется дальше.
.
ЭТАП №4: ОТ РАЦИОНАЛЬНОГО ДО ПОПУЛЯРНОГО
Для популяризации темы каннибализма необходимо поддержать её поп-контентом, сопрягая с историческими и мифологическими личностями, а по возможности и с современными медиаперсонами. Антропофилия массово проникает в новости и токшоу. Людей едят в кино широкого проката, в текстах песен и видеоклипах.
.
Один из приёмов популяризации называется «Оглянитесь по сторонам!»
«Разве вы не знали, что один известный композитор — того?.. антропофил»
«А один всем известный польский сценарист — всю жизнь был антропофилом, его даже преследовали»
«А сколько их по психушкам сидело! Сколько миллионов выслали, лишили гражданства!.. Кстати, как вам новый клип Леди Гаги «Eat me, baby»?
.
На этом этапе разрабатываемую тему выводят в top и она начинает автономно самовоспроизводиться в массмедиа, шоубизнесе и политике. Другой эффективный приём: суть проблемы активно забалтывают на уровне операторов информации (журналистов, ведущих телепередач, всевозможных «общественников» и т.д)., отсекая от дискуссии специалистов. Затем, в момент, когда уже всем стало скучно и обсуждение проблемы зашло в тупик, приходит специальным образом подобранный профессионал и говорит: «Господа, на самом деле всё совсем не так. И дело не в том, а вот в этом. И делать надо то-то и то-то» — и даёт тем временем весьма определённое направление, тенденциозность которого задана движением «Окна». Для оправдания сторонников легализации используют очеловечивание преступников посредством создания им положительного образа через не сопряжённые с преступлением характеристики.
.
«Это же творческие люди. Ну, съел жену и что?»
«Они искренне любят своих жертв. Ест, значит любит!»
«У антропофилов повышенный IQ и в остальном они придерживаются строгой морали»
«Антропофилы сами жертвы, их жизнь заставила»
«Их так воспитали» и т.д.
.
Такого рода выкрутасы — соль популярных ток-шоу: «Мы расскажем вам трагическую историю любви! Он хотел её съесть! А она лишь хотела быть съеденной! Кто мы, чтобы судить их? Быть может, это — любовь? Кто вы такие, чтобы вставать у любви на пути?!»
.
ЭТАП №5: ОТ ПОПУЛЯРНОГО ДО ПОЛИТИКИ
К пятому этапу движения Окна Овертона переходят, когда тема разогрета до возможности перевести её из категории популярного в сферу актуальной политики. Начинается подготовка законодательной базы. Лоббистские группировки во власти консолидируются и выходят из тени. Публикуются социологические опросы, якобы подтверждающие высокий процент сторонников легализации каннибализма. Политики начинают катать пробные шары публичных высказываний на тему законодательного закрепления этой темы. В общественное сознание вводят новую догму — «запрещение поедания людей запрещено».
.
Это фирменное блюдо современного общества — толерантность как запрет на табу, запрет на исправление и предупреждение губительных для общества отклонений. Во время последнего этапа движения Окна из категории «популярное» в «актуальную политику» общество уже сломлено. Самая живая его часть ещё как-то будет сопротивляться законодательному закреплению не так давно ещё немыслимых вещей. Но в целом уже общество сломлено. Оно уже согласилось со своим поражением.
Приняты законы, изменены (разрушены) нормы человеческого существования, далее отголосками эта тема неизбежна докатится до школ и детских садов. Значит, следующее поколение вырастет вообще без шанса на выживание. Так было с легализацией гомосексуализма.
Сейчас на наших глазах в некоторых западных странах легализуется инцест и педофилия.
.
По материалам:
Джо Картер «Как уничтожить культуру за 5 простых шагов» (Joe Carter, How to Destroy a Culture in 5 Easy Steps); Д. Картер, «Как легализовать педофилию за 5 простых шагов» (How to Normalize Pedophilia in 5 Easy Steps);«Технология уничтожения».
Joseph Lehman, A Brief Explanation of the Overton Window, Mackinac Center for Public Policy
Если читать неохота, то кратко:
Нужно сделать какую-то мысль или идею, которая полностью не нравится людям, нормой.
1) Сначала переводим ее из разряда немыслимого в разряд радикального. Как? Начинаем обсуждать – по всем доступным людям источникам информации. С осуждением, естественно. Но делаем так, чтобы эта тема была всегда на слуху.
2) Затем необходимо перевести из разряда радикального в разряд приемлемого. Каким образом? А должны появиться авторитетные мнения о том, что это нормально. У людей должна закрасться мысль, что эта идея «имеет место быть, даже если я не согласен».
3) Затем надо перевести из приемлемого в рациональное. Тут работает связка журналистов и ученых-экспертов, все информационное пространство должно пестрить рациональностью данной идеи.
4) Затем от рационального к популярному. Тут подключаются к работе звезды, популярные фигуры, которые все являются сторонниками этой идеи.
5) Ну и в заключении это становится нормой через официальные решения.
Более того скажу, эта технология работает – ее применяют абсолютно все страны и даже крупные бизнес-игроки. Из банально понятного – по этой технологии легализовали гомосексуализм. Если это явление и существовало в предыдущие века, то оно, как минимум, считалось чем-то постыдным. Однако во второй половине XX и в начале XXI веков общество могло реально наблюдать, как действует Окно Овертона.
Сначала в СМИ стали появляться многочисленные публикации о том, что гомосексуализм – это если и отклонение, то оно естественное. Ведь мы же не осуждаем чрезмерно высоких людей, так как их рост обусловлен генетикой. То же самое, писали журналисты, происходит и с гомосексуальным влечением.
Затем стали появляться многочисленные исследования, которые доказывали тот факт, что гомосексуализм является естественной, хоть и непривычной стороной человеческой жизни. Проходили годы, а окно дискурса Овертона продолжало выполнять свое назначение.
Вскоре стало выясняться, что многие выдающиеся представители человеческой культуры были сторонниками однополых отношений. После этого в масс-медиа начали появляться признания политиков, шоу-звезд и других заметных людей в своей гомосексуальности. В конечном счете, теория Овертона сработала с потрясающей точностью, и то, что еще 50 лет назад считалось немыслимым, на сегодняшний день является нормой.
Пример Окон Овертона и то, как сейчас обрабатывают власти жителей России и Украины.
Могу покаяться, я сам эту технологию использовал, когда получил заказ на формирование общественного мнения в одном поселке, который протестовал против строительства на их территории логистического центра в рамках крупного государственного проекта. За 1 год с помощью местных СМИ, популярных в районе людей и группы из 50 социологов удалось превратить протестующих против строительства жителей из «героев поселка, бьющихся за экологию» в «пятую колонну, которая подрывает национальный проект».
А теперь – к реслингу.
Я неспроста начал с того, что ВВЕ себя позиционируют как вселенную. То есть, как определенное общество. Отсюда и работа их с общественным мнением – они используют все те же технологии, чтобы навязывать необходимые идеи, продукцию, веяния и даже рестлеров. А ведь подумайте, насколько это удобно – сначала создать идею, потом вроде бы как самим ее поддержать, а затем с нее получать навар)
Например, известная «женская революция». Как постепенно продавливалось, что женщины в реслинге – это не обязательно большегрудые модели с голыми попами. Начиная с отдельных высказываний, потом первые поединки мужского уровня на НХТ, куча громких комментариев реслинг-журналистов типа Мельцера, затем громкие заявления звезд прошлого о том, что женщины достойны быть в мейнах событий, и заканчивая официальным провозглашением революции, выделение женщинам чуть-ли не 30% времени эфиров, МитБ-матч, мейн ППВ и роял-рамбл.
Если бы любой фанат реслинга 15-20-летней давности включил бы ТВ и увидел эфир нынешнего RAW, его выражение лица было бы примерно таким:
И телевизор был бы выключен очень быстро. И после пары таких эфиров больше бы и не включался. Но на заранее подготовленную публику продукт падает так, что этот же самый человек будет это смотреть, закусывая поп-корном и не понимая, что любовь к сему продукту ему внушили.
Если задуматься, почти любую тему ВВЕ вводит именно так. Но ведь не только идеи. И рестлеров «впихивают в глотку» таким же образом!
Например… Роман Рейнс (ну кто же еще)
.
2012 год. Главная звезда – Джон Сина. Его очень много. Любимец фанатов – СМ Панк держит главный титул уже почти год, публика обажает его и как фейса, и как хилла. Джерико еще более-менее в форме. Нарастает «Yes»-движение Брайана, как-то плавно родившееся из движения «No» и команды с Кейном, постоянно заглядывает на площадку Рок, Ортон еще более-менее ярок, Леснар начинает «терминаторить», близко к вершине Шеймус.
Щит дебютирует в основном ростере. Народу нравятся эти хилы. Народ восхищается Дином. Народ в восторге от техники Роллинса. Народ смеется над дикцией Романа. И люди видят в Сете и Дине готовых мейн-ивентеров. Рейнса таковым не видят.
Вот он старт – Рейнс в качестве главного лица компании выглядит чем-то немыслимым. Старт проекта.
Начинают все Мельцер, Альварес и ко. Выдают на гора «инсайд», что именно Рейнса руководство видит будущим лицом компании. Народ смеется, не верит, возмущается. Не важно – главное, что об этом пошли разговоры. В 2012 году самого слабого из троицы, пусть и с негативом, обсуждают как потенциальное лицо компании. Немыслимое становится радикальным.
Второй этап – делаем радикальное приемлемым. Щит разваливают, делая из Рейнса какого-то неубиваемого фейса и пускают в сольные фьюды, в том числе чемпионские. Народ это не принимает, букает, но одновременно с этим появляются и первые поддерживающие. Видя его в мейнах, как бы народ видит в этом норму.
Третий этап. Надо делать приемлемое рациональным. Каким образом? Во-первых, показать, что может быть хуже – например, деревянный Махал или Леснар, появляющийся 4 раза в год. И уже идут доводы в стиле «Лучше Рейнс, чем такой нулевой Махал», «Лучше Рейнс, чем защита титула раз в полгода». Искренние такие доводы. Только вот в этих доводах плавно упускается, что кроме дно-Махала есть огромное количество рестлеров, по сравнению с которыми Рейнс деревяшка. А если забирать титул у Брока, то отдать его можно тоже много кому, а не именно Роману. Но после того, как «вбросы» выстроены правильным образом, некоторые готовы выбирать из тех вариантов, что предложены.
Четвертый этап – из рационального в популярное. Как? Естественно, реслинг-звезды прошлого и настоящего начинают вдруг в интервью называть Рейнса в списке своих любимых или в списке самых сильных исполнителей. Причем обязательно в списке с любимцами публики. Посмотрите интервью ветеранов, где их спрашивают о любимых исполнителях: «Рейнс, Роллинс, Стайлз», «Сезаро, Брайан, Рейнс». С одной стороны, люди доверяют этим лицам, с другой, в сознании зритель ассоциирует их с любимцами. Одним ударом двух зайцев. Помню, как все удивились, когда в списке любимых рестлеров Курта Энгла не оказалось Рейнса. Вот так вроде как фанатение от Рейнса становится мейнстримом.
Далее, пятым пунктом, можно уже официально Романа короновать…
Стоп-стоп!
Почему же большинство публики не принимает Романа?
Ответ номер один, поверхностный – потому что поторопились, и вышли из схемы (если бы они придерживались схемы, то на чемпионские матчи Рейнс бы вышел только к концу 17 года, когда публика была бы подготовлена), а так пункт пятый с официальной коронацией сделали сразу за пунктом один.
Но, на мой взгляд, компания поспешила не в этом.
ВВЕ поспешила придумать для себя, что существует «Вселенная ВВЕ».
Вот нет ее (по крайней мере в том понимании, что вкладывает руководство) и все тут. Нет общества, объединенного вокруг ВВЕ. И звезды прошлого, поэтому, не являются лидерами общественного мнения. И журналистов от реслинга даже не каждый сотый читает. И все эти технологии не работают на 100%, потому что нет этого общества. Отчасти потому, что фанат реслинга – не обязательно фанат ВВЕ, а зритель ВВЕ не обязательно фанат реслинга. Добавим сюда менталитет зрителей из разных стран. В итоге – просто провал по целевой группе.
Ведь если подумать, нравящиеся публике рестлеры и образы (появившиеся с середины 90-х) оказались в фаворе потому, что они нравятся не «фанату реслинга», а немного другим целевым аудиториям. Будь то «люди середины», рабочий класс, любители протестов, фанаты ММА, просто ценители красивого тела и т.д. А работа с данными стратами должна строиться через другие источники информации и с другими звездами в качестве авторитетов.
Последняя топ-звезда из ВВЕ, которая именно «for WWE fans only» - это Гробовщик. С тех пор, мультяшно-комиксовые персонажи не заходят. По крайней мере – как чемпионы.
Но, так или иначе, даже несмотря на такие неудачи, как с Рейнсом (почему на него тратят столько сил и денег – тема для отдельного обсуждения, хотя и так слишком много этого недоразумения), вся эта работа дает «выхлоп» в самом нужном для ВВЕ направлении – в создании той самой вселенной, о которой Винс и ко так мечтают…
Большинство из нас — это не мы. Наши мысли — это чужие суждения; наша жизнь — мимикрия; наши страсти — цитата!
Оскар Уайлд
⚡ Свіжі новини в
Telegram-каналі, наш новий проект
LEGкомысленный RUSev
Крутий контент на YouTube.
Коментарів 26
Посетители, находящиеся в группе Гості, не могут оставлять комментарии к данной публикации.